Когда-то довелось изучать теорию социальной работы, и в памяти остался такой любопытный пример. В петровские времена церковнослужители запретили собирать милостыню в церкви. Тогда было принято после церковной службы запускать поднос среди прихожан и люди клали деньги на помощь нуждающимся. Но поскольку из-за этого недополучала церковная казна, то такую практику прекратили. Благотворительность благотворительностью, но свой карман роднее.
Этот эпизод всегда пробуждает сомнения, если о благотворительности начинают рассуждать вслух высокопоставленные сограждане.
Читаю в МК, что директор РЖД и профсоюзный железнодорожный начальник призвали своих работяг скинуться из своих зарплат на борьбу с вирусной эпидемией. Попиариться за счёт подчинённых и для начальника, и для профсоюза не грех. Оно, конечно, «взаимовыручка и солидарность всегда отличали железнодорожников, помогая выстоять и победить в самые трудные моменты истории». Только эти «трудные моменты», как правило, складывались как раз в рамках отношений железнодорожников со своими начальниками-работодателями, которые и в стабильные времена не спешили поделиться доходами. Дифференциация доходов менеджеров и простых рабочих в РЖД, как и в других российских госкорпорациях, исчисляется не процентами, а разами. Когда настали коронавирусные трудности в стране и работодатели начали оптимизировать издержки, то и здесь у железнодорожного начальства первой возникла мысль сэкономить на подчинённых, увольнять нельзя, президент запретил, так хоть на неполную рабочую неделю переведём.
Как-то не тянут начальники на духовных лидеров, отсюда и сомнения в добровольности пожертвований. Конечно, директор приказа не подписывал об обязательных удержаниях, но понятно же, что вся начальственная надстройка должным образом доведёт инициативу главного. Не откажешь, а откажешь – не уважаешь. А как работать с тем, кто уважения к начальнику не проявляет? А никак! Поэтому не добровольно, но по своей воле, пусть даже и не доброй, пожертвовать придётся. А начальники на публике скромно потупят глаза, демонстрируя христианскую скромность.
Ну не верю я в солидарность волка и овцы, надсмотрщика и раба, барина и холопа. При этом знаю, что народ наш способен и на подвиги, и на щедрость, и на бескорыстие. Сам. Без понуждения.
Неприятно как-то осознавать, что и самоотверженность врачей и волонтёров вынужденно компенсирует алчность и глупость тех, кто в спокойные времена рушил систему советской эпидемиологической службы, сокращал систему здравоохранения и медицинской науки, прохлопал ушами начало эпидемии в Китае, допустив завоз инфекции в Россию тысячами туристов без введения карантинных мероприятий.
Не сомневаюсь, победим мы и эту беду. Сами, за свой счёт. А героями будут наши выдающиеся менеджеры. И ОБ ЭТОМ НАМ ДОЛГО БУДУТ РАССКАЗЫВАТЬ С ЭКРАНОВ ТЕЛЕВИЗОРОВ. При этом они не забудут в последующем свою долю благотворительного взноса вернуть из наших же карманов.
Автор: Иван Паровозов