Без рубрики

Как госрегулирование спасёт рынок российских маркетплейсов

Работа маркетплейсов в России вызывает все больше вопросов как со стороны покупателей, селлеров и владельцев ПВЗ, так и со стороны регуляторов. Крупные торговые площадки стали фактически монополистами, диктующими свои условия всем участникам рынка. Предпринимателей беспокоят постоянно меняющиеся условия: растут штрафы, увеличиваются издержки за хранение и доставку товаров. Покупатели, в свою очередь, никак не защищены от подделок и некачественной продукции.

В Госдуме уже обсуждают несколько законопроектов о регулировании деятельности маркетплейсов, в частности, инициативу депутата Владимира Гутенёва и сенатора Андрея Кутепова. Документ предполагает применение к маркетплейсам сопоставимых с традиционным ритейлом требований, в том числе положений Закона о защите прав потребителей и создание предсказуемых и понятных условий для ведения.

— Деятельность офлайн-магазинов урегулирована законом, поэтому прозрачна, а вот маркетплейсы, как цифровой посредник, имеют много вопросов от людей, — заявлял премьер-министр России Михаил Мишустин.

В Правительстве законопроект концептуально поддерживают. Его принятие позволит установить «цивилизованные рамки развития электронной коммерции», заявил Первый заместитель главы Правительства Денис Мантуров. Впрочем, Белом доме считают, что подойти к регулированию нужно аккуратно, обсуждая законодательные новеллы со всеми заинтересованными сторонами.

Сегодня в эфире программы «Стоит задуматься» Общественной службы новостей прошла дискуссия о том, как всё-таки нужно регулировать деятельность маркетплейсов. Участники обсуждения сошлись во мнении, что вопрос требует серьезной и глубокой проработки: мягкий подход ситуацию сильно не поменяет, а масштабы отрасли и темпы ее роста сопоставимы со значимостью ее проблем, поэтому предстоящее регулирование как никогда уместно и своевременно.

—Сегодня в этой отрасли задействовано 3-5 миллионов человек и еще треть страны пользуется услугами маркетплейсов. И пока у нас на рынке онлайн-ритейла действуют правила Дикого запада. Только в одном суде Подмосковья более трех тысяч судебных процессов по одному маркетплейсу. Эти дела изучает специально созданная коллегия.

Маркетплейсы сегодня не соблюдают законы, которые действуют для традиционного ритейла. Поэтому важно не только принять очередной закон, но и сделать так, чтобы все участники рынка его соблюдали.

Возможно, нужно действовать жестко, вводит меры принуждения, — настаивает председатель совета ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Александр Ефимов.

Эксперт в создании маркетплейсов и крупных интернет-магазинов на российском и международных рынках Алексей Никонов считает, что государство поздно взялось за регулирование маркетплейсов, когда рынок онлайн-торговли уже сформировался без надзора, то есть по своим собственным правилам.

—Правила онлайн-бизнеса, которые существовали 5 лет назад, были простыми. Сейчас все поменялось: правила, логистика, сервис. Сегодня у нас есть четыре стороны в этой так называемой дискуссии: покупатель, селлер, маркетплейс, государство. Хотя именно государство с самого начала должно было формировать базу этих онлайн-площадок. Но оно решило заняться вопросом спустя большое количество времени. Что-то зарегулировать без какого-либо сопротивления стало практически невозможно, — рассуждает Алексей Никонов.

Председатель совета директоров сети магазинов «Леонардо» Борис Кац поделился мнением, что маркетплейсы, по сути, не отличаются от классического ритейла. И там, и там есть клиенты, поставщики, физические точки (магазины или пункты выдачи), а также сотрудники. При этом торговые площадки пользуются лазейками в законодательстве, нанимая самозанятых на склады, дробя выручку с помощью ПВЗ и многое другое.

— Есть такое выражение: «Купи на маркетплейсе — лиши свою бабушку пенсии». Каждая покупка, можно сказать, — это брешь в доходах пенсионного фонда. Сегодня на маркетплейсах много контрафакта, а карго-компании растут как грибы после дождя. От этого страдают легальные импортеры, некоторые находятся на грани банкротства, — утверждает Борис Кац.

Председатель совета директоров сети магазинов «Леонардо» подчеркнул, что маркетплейсы должны нести с продавцами солидарную ответственность за контрафакт, нарушения авторских прав и тому подобное. Кроме того, поставщики онлайн-площадок должны платить налоги на уровне Федерации, чтобы у ФНС было больше инструментов контроля. И, наконец, необходимо навести порядок в сфере трудовых отношений между маркетплейсами и их сотрудниками.

Сопредседатель союза потребителей России Алексей Койтов поделился статистикой, что количество судебных споров, связанных с маркетплейсами, растёт несоразмерно с сами рынком электронной коммерции. Это же можно сказать и количестве судебных споров.

— Если рынок электронной коммерции растёт на 40-44% из года в год, то рынок маркетплейсов — в два раза больше. А судебных споров из года в год становится больше в 4-5 раз.

Конфликты множатся опережающими темпами. Это говорит, что рынок не справляется. Любые проблемы внутри бизнеса бьют по кошельку потребителей. Те же возвраты тоже можно считать убытками продавца.

Или вот наглядный пример. Недавно крупнейший маркетплейс отчитался, что получил со штрафов 15 миллиардов рублей за год, при этом чистая прибыль компании составила 19 миллиардов рублей. То есть штрафы — самостоятельный бизнес. При анализе правил работы на той же площадке мы нашли 55 нарушений в 216 пунктах. Маркетплейс все обещает их справить, но ничего не делает, — констатировал Алексей Койтов.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ивановской области Александр Шорыгин подтверждает, что число жалоб от бизнесменов за последнее время выросло в разы.

— Обращений много, они коллективные. Например, в начале года были заблокированы средства наших предпринимателей на неделю по неведомой причине. И такая кабальность в условиях оферты вызывает большую тревогу. Нет равноправия в позициях сторон. Маркетплейсы — сильная сторона в споре, мы, в том числе, предлагали Госдуме, что изменения в офертах обязательно должны быть прозрачными, средства за товар должны приходить быстрее, кроме того, немаловажно — страхование средств. Вдруг что-то случится с торговой площадкой, и по нажатию одной кнопки все исчезнет. А предприниматели в кредитах, долгах. Что им в такой ситуации делать? — задается вопросом Александр Шорыгин.

Президент торгово-промышленной палаты Орловской области, депутат Орловского областного совета народных депутатов Светлана Ковалева уверена, что закон о регулировании маркетплейсов должен быть выгоден всем участника рынка.

— Но пока маркетплейсы ведут себя не как партнёры с предпринимателями. Получаем много негатива от бизнеса. Например, плохо работает поддержка одной крупной торговой площадки, штрафы списываются мгновенно, а на их оспаривание уходит до нескольких месяцев. Кроме того, селлеров беспокоит принудительное участие в акциях, когда товар приходится продавать со скидкой фактически себе в убыток. Также в ПВЗ могут подменить или испортить продукцию. Это пока, увы, никак не проконтролировать, — резюмировала Светлана Ковалева.

Отметим, на днях ФАС опубликовала подробный аналитический отчет о) состоянии конкуренции на рынке услуг маркетплейсов. Ведомство установило, что Wildberries и Ozon, как крупнейшие игроки рынка онлайн-торговли, являются доминирующей силой, которая, в свою очередь, под критерии статьи 10.1 «Закона о защите конкуренции». То есть эти торговые площадки не имеют права пользоваться доминирующим положением на рынке, в том числе навязывать невыгодные условия контрагентам. Это значит, что ФАС, как и судам, предстоит и дальше разбираться с многочисленными нарушениями.

Таким образом, «мягкий и осторожный» подход, на котором настаивает Правительство России, может затянуть решение проблемы маркетплейсов.

В сложившейся ситуации необходимы «грамотные и глубокие» механизмы, позволяющие быстро реагировать на новые вызовы, которые могут возникать неожиданно, поскольку отрасль бурно развивается и изменения происходят очень быстро.

Рынок электронной коммерции в России должен и дальше активно развиваться в интересах общества и малого, и среднего бизнеса, однако на нем должны быть установлены разумные правила. Фундамент для «цивилизованного регулирования», похоже, уже создан.

Поделиться

Новости

To Top